try another color:
try another fontsize: 60% 70% 80% 90%
Сайт для начинающих фотографов, фотолюбителей и фотоохотников
Надоело делать снимки? Давайте создавать фотографии!!!

Перспектива в фотографии

Изображения, в том числе и на фотографии, строятся по законам перспективы.
Перспективное изображение на плоскости получают, мысленно проводя лучи из точки зрения ко всем точкам изображаемого предмета. Пересечение этих лучей с плоскостью, называемой картинной (картинная плоскость или другими словами, плоскость картины), дает на ней линейную перспективу предмета (см. рисунок 1).

Перспективное изображение на рисунке и в фотоаппарате
Рис. 1. Перспективное изображение на рисунке (а) и в фотоаппарате (б)

Картинная плоскость может находиться перед точкой зрения (глазом), что имеет место при рисовании, и за точкой зрения (объективом), что бывает при фотографировании. В первом случае изображение на картинной плоскости будет прямым, во втором — обратным.

Перемещение картинной плоскости без изменения точки зрения параллельно первоначальному положению перспективу изображения не меняет, а только увеличивает или уменьшает масштаб изображения. Такое изменение масштаба изображения происходит, когда фотографируют с одной и той же точки зрения короткофокусным, нормальным и длиннофокусным объективом на одинаковый формат фотоматериала. С увеличением угла зрения объектива на снимке появляются детали, отсутствующие на фотографиях, снятых нормальным и длиннофокусным объективом.

Но их центральные части геометрически подобны. В этом легко убедиться, например, увеличив центральную часть снимка, сделанного нормальным и короткофокусным объективами, до размера, снятого длиннофокусным. При совмещении эти три изображения совпадут (см. рисунок 2).

Перспектива при съёмке разными объективами из одной точки
Рис. 2. Перспектива не меняется, когда съемка производится разными объективами с одной точки

Угол зрения и угловые размеры предметов

Перспектива изображения зависит только от расстояния до рассматриваемого или фотографируемого предмета и, следовательно, от угла зрения объектива. Перемещение точки зрения изменяет угловые размеры предметов, что влияет не только на абсолютную, но и на относительную величину отдельных деталей предмета: чем ближе производится съемка, тем большими будут детали на переднем плане по сравнению с их величиной на заднем плане. Степень изменения масштабов изображений зависит от величины фокусного расстояния объектива: у короткофокусного разница масштабов изображения переднего и заднего планов будет значительно больше, чем у длиннофокусного объектива (рис. 3).

Угола зрения и изменение перспективы
Рис. 3. Короткофокусный объектив сильно изменяет перспективу в зависимости от расстояния съемки (А); а длиннофокусный – незначительно (Б)

Нормальная перспектива получается при фотографировании объективом с нормальным углом зрения.

Линия горизонта и уровень глаз в фотографии

При съемке объемных предметов их детали, расположенные на разных расстояниях от объектива фотоаппарата, изображаются в разном масштабе: чем дальше они расположены от аппарата, тем меньше их размеры на изображении. Вследствие этого горизонтальные линии предмета, параллельные друг другу, но расположенные под углом к оптической оси объектива, на снимке будут сходиться под некоторым углом. Продолжения таких линий пересекутся в двух точках Н — Н’ и лежащих по обе стороны от изображения предмета. Линия, соединяющая эти точки, называется линией горизонта (рис. 4). Линия горизонта зависит от высоты точки съемки: она может проходить около центра снимка, быть ниже и выше его.

Линия горизонта при разных объективах
Рис. 4. Линия горизонта Н — Н: вверху — при съемке короткофокусным объективом; внизу — длиннофокусным

Съемка с низким горизонтом уменьшает площадь, охватываемую снимком. Ею лучше пользоваться при вертикальном формате кадра.

Съемка с нормальным горизонтом (на уровне глаз) дает более правильное представление об относительной величине предметов и их расстоянии. Перспектива такого изображения наиболее привычна: в этом случае передний и средний планы заполняют большую часть снимка.

Съемка с высоким горизонтом придает изображению пространственную глубину. Она усиливает роль горизонтальных и сильно наклоненных линий, увеличивает значение верхней части изображения, увеличивает площадь, охватываемую изображением.

Наклон фотоаппарата и изображение

Вертикальные линии предмета на изображении будут вертикальными, если плоскость светочувствительного материала при съемке находится в вертикальном положении.

При наклонном положении аппарата вертикальные линии изображения сходятся кверху или книзу, в зависимости от положения оптической оси аппарата (рис. 5). Этот дефект изображения особенно заметен на фотографиях зданий. Поэтому, производя архитектурную фотосъемку, надо пользоваться указаниями, которые написаны в статье по фотосъемке архитектуры.

Влияние наклона фотоаппарата на изображение
Рис. 5. Влияние наклона оптической оси фотоаппарата на изображение

Перспективное искажение

При фотографировании предметов, расположенных в одну линию, имеет место их перспективное искажение и тем большее, чем дальше они находятся от оптической оси фотообъектива (рис. 6). Подобное искажение часто наблюдается на фотографии группы, снятой широкоугольным объективом. Лица и фигуры людей, находящихся на краях группы, выходят преувеличенно широкими.

Перспективное искажение на фотографии
Рис. 6. Искажение при съемке объемных предметов, расположенных в один ряд

Комментарии

Перспектива в рисунке на стене

Оптические ( 3Д ) иллюзии для компании "Ночной Экспресс" ( Художественная роспись стен) http://dashart.com.ua/rospis-po-stenam/opticheskie-3d-illyuzii-dlya-komp...

Отправить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос нужен для того, чтобы отличить человека от автоматической спам-программы
To prevent automated spam submissions leave this field empty.